По христианскому обычаю, как в прошлых веках, так и сейчас, в Украине новорожденного крестят. Крестины раньше пытались сделать в день рождения, поскольку, по обычаю, до этого матери нельзя кормить ребенка. Но этого придерживались редко, и крещение происходило через месяц, два, а то и позже. Перед тем как нести ребенка к кресту, его заворачивают в белое полотно, которое называется «крижма». Оно должно быть чистое, беленькое, «только не с цветочками, а то будет лицо крапинками». Баба-повитуха, выкупавши ребенка, пеленает его и кладет туда кусочек хлеба, соль, уголь, глину, из печи – печину, и железную небольшую вещь. При этом учит куму делать то же, и когда кто-то с дурным глазом на пути встречается, следует приговаривать: «Соль тебе в глаза, печина тебе в зубы, железяка на грудь!» В красном углу баба стелет кожух и кладет на него ребенка. Кума в это время берет со стола горбушку хлеба, кладет за пазуху и будто к себе говорит: «Чтобы все хорошо было». После этого кожух с ребенком кладут на вышитую подушку и с четырех концов родители и кумовья поднимают его трижды, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на многие лета!». Наконец баба-повитуха передает ребенка куму, говоря (трижды): «Даю вам рожденное, принесите крещенное». Далее кум отдает ребенка куме (если мальчик, то на пороге, если девочка, то через гребень). Во время крещения крестные мама и папа держат ребенка на «крижме» и батюшка по христианскому обычаю в купели крестит новорожденного. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

повитуха

Церковный обряд крещения в каждой украинской семье отличался особой торжественностью. Почетными лицами этого обряда является крестные родители (кумовья), которых приглашают для этого почетного звания родные мама и папа новорожденного. Крестные родители считались как родственники для семьи, а для крестника вторыми родителями. Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, крестные родители заменяли родных. По обычаю, в кумовья выбирали людей, которые имели своих детей. Считалось хорошей приметой, когда кума была беременной. В разных этнографических районах Украины существовали разные обычаи избрания крестных родителей. Преимущественно за кумовьев звали кого-то из далекой семьи или односельчан. На Лемковщине существовал интересный обычай звать для своих детей одних и тех же кумовьев. Первый раз человек был за крестного, а в следующий раз – его жена за крестную и наоборот. Разным было и количество пар крестных: от одной до пяти. Несколько пар кумовьев приглашали состоятельные хозяева, чтобы закрепить свой социальный статус. Такой обычай можно объяснить верой в людей «легких на руку». Так, чем больше пар кумовьев, тем больше шансов, что среди них попадется человек «легкий на руку». На Гуцульщине зафиксировано много таких случаев, когда мужчина звал в кумовья любовника, руководствуясь тем, что кум с кумой должен жить, как брат с сестрой. Но бывали и такие хитрецы, нарочно кумовались для сокрытия своих близких отношений и оправдывались так: «Грех в мех, буком и на воду. А кум куму, как некому. Господи прости ». Отказ идти в кумовья считалась грехом. Присутствие родных родителей на обряде было необязательным. Крестные родители должны быть христианами, т.е. крещеными в церкви, и находиться в законном церковном браке. Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Среди украинцев бытовало мнение, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца. В разных регионах Украины были разные обычаи избрания имени: на Полесье ребенка называла баба-повитуха, на Полтавщине она это делала вместе с кумовьями, на Приднепровье и Юге Украины выбирали имя кумовья. А уже в конце XIX – начале XX вв. родители сами называли своего ребенка, ориентируясь в основном по церковному календарю, или делали это в честь отца или деда. Иногда бывали случаи, когда внебрачному ребенку давали некрасивое имя в знак незаконного его рождения. Очень редко встречались такие ситуации: священник, находясь в не совсем хороших отношениях с семьей новорожденного, нехорошо называл его по своему усмотрению. Понятие «некрасивое имя» было специфическим для каждого села или региона, поскольку в основном ассоциировалось с конкретными людьми: пьяницами, ворами и т.д.

При крещении ребенка наблюдали за его поведением, чтобы определить будущее. На Киевщине считали: если ребенок беспокойно двигается или скорчится – скоро умрет. А на Гуцульщине верили, что сон во время крещения предвещал смерть. На Полтавщине приметой смерти было выпрямления ребенка. На востоке Украины чихание при крещении указывало на то, что ребенок будет долго жить и не болеть. В Гуцульском регионе зевание прогнозировало лживый характер. Плач ребенка предвещал здоровья и долголетия на Покуье, Холмщине и Подляшье, а в Косовском уезде указывал на нехороший характер. На Киевщине считали: если ребенок скривится – это плохой знак. На Гуцульщине верили: если новорожденный сжимал кулачки, будет скуп, а как расправлял горстки – искренний. Когда малыш лежал тихо и смотрел на священника, то должен вырасти человеком доброго и спокойного нрава. Если свечи горели ясно, то ребенок будет жить, если погасли – умрет.

В народе также верили, что на судьбу ребенка влияет священник, святая вода и миро. Следы веры в воздействие на ребенка лица священника можем найти в украинской поговорке: «Глупый тебя поп крестил». На Подолье и Киевщине нельзя было погружать девочку в святую воду перед мальчиком, потому что «борода вырастет». Верили также, что священники имеют два рода мира: один – для женщин, второй – для мужчин. И когда ребенка помазать ошибочно не тем миром, то у девушки вырастет борода, а у парня наоборот – не будет расти. После крещения старались возвращаться домой так же скоро, как шли к кресту.

купель

Защищая ребенка от сглаза, кума рубила ребенку волосок серебряной монетой, приговаривая: «Чтобы было такое счастливое, как счастливым есть серебро». В это время в доме гореть свеча. Серебряный грош оставляли ребенку. Вечером после крещения ребенка не купали, чтобы не смывать миро, которым мазал священник. Однако существовало поверье: если сразу после крещения выкупать ребенка и в этой купели умоется девушка, то она в очень скором времени выйдет замуж. Общераспространенными были обряды класть принесенного из церкви ребенка на кожух и обносить его вокруг стола. Содержанием этих обрядов было внушить ребенку достаток и счастливую судьбу. Ребенка также обвязывали «полоскуном», чтобы не был бесплодным. Если раньше в семье умирали дети, то, вернувшись из церкви, кумовья вносили ребенка в дом через окно. На Гуцульщине кума подавала матери ребенка через окно, а та клала его на порог и кума переступала ребенка трижды. Больного ребенка или ребенка из семьи, где умирали дети «продавали» за несколько копеек (символическую плату) какому-то прохожему, бедняку, путнику или родственнице, или соседке, у которой все дети были живы, понятно без отдачи ребенка. Если обряд оказывался действенным и ребенок выздоравливал, то человек, которому «продавали» ребенка, становилась «покупным» кумом или кумой. А ребенка между собой называли измененным именем Продан. Изменение имени должна обмануть болезнь или смерть, которые в народном воображении персонифицировались. С этой же целью придумывали другие неуклюжие имена. На Холмщине, если в семье умирали дети, с охранной целью мальчика между собой называли именем отца. Обычно именами родителей детей не называли. Элементы ритуального продавания ребенка сохранились на большинстве территории Украины в обряде посыпания кумовьями младенца, который лежал на кожухе, мелкими деньгами перед крещением.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка (крестины) сходилось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Чтобы жизнь новорожденного ребенка была веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки. Есть интересные заговоры, относящиеся к крестинам: «Ой, мы вчера на родах были, а сегодня на крестины пришли. А мы пришли с дома Божия, принесли ребенка домой. Ребенок крещеный, через кумов принесен». Украинский народ всегда славился своим веселым нравом, певучестью и остроумными шутками и пословицами, поэтому праздник был веселым и шумным.

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка